Устаревшие правила взбудоражили рыбный рынок РФ
Экономика сегодня, Дмитрий Сикорский // Ситуация с контролем рыбы является проблемой не цен, а регулирования, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель направления развития потребительского рынка «Рыбного союза» Сергей Гудков.
Производители рыбы пожаловались на правила Россельхознадзора
Советник главы Россельхознадзора Юлия Мелано заявила, что ведомство не видит оснований для роста цен на рыбу и рыбопродукцию.
Россельхознадзор изучил ситуацию на рынке и считает, что информация ряда СМИ о возможности роста цен объясняется желанием отдельных представителей рыбоперерабатывающей промышленности избежать ветеринарно-санитарного контроля.
Так, ведомство отреагировало на материал «Коммерсанта» о действиях территориальных управлений Россельхознадзора и возникших из-за этого проблем с перевозкой рыбы с Дальнего Востока. Постоянный досмотр рефрижераторов тормозит хозяйственный процесс.
Директор по производству компании «Полярная звезда» Антон Востриков заметил, что сотрудники территориальных управлений досматривают до 90% рефрижераторных контейнеров с рыбной продукцией, руководствуясь устаревшими правилами 2004 года.
Старые правила предусматривают ветеринарный досмотр при погрузке, выгрузке или перегрузке рефрижераторов с одного вида транспорта на другой. Из-за таких проверок операторы контейнеров несут суммарные убытки в 300-400 млн рублей в год.
Проверки продолжаются, несмотря на комментарий Россельхознадзора, что перемещение загруженных контейнеров с автомобильного транспорта на железнодорожный не является погрузкой, выгрузкой и перегрузкой. Продолжают применяться правила 2004 года.
О проблеме говорили полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, поручивший Минсельхозу и Россельхознадзору оказать содействие оперативному проведению фитосанитарного контроля рыбной продукции.
В ГК «Доброфлот» оценивают потери от чрезмерного фитосанитарного контроля в четыре-пять процентов от оптовой цены рыбы, причем проверки не повышают качества итоговой продукции – сохраняется практика подмены более дорогого сырья на дешевое.
«Когда мы везем минтай, купленный по цене 70 рублей за килограмм, то четыре-пять процентов его стоимости равняется где-то 3 рублям. Такая сумма, действительно, может набежать во время погрузо-разгрузочных работ», — констатирует Гудков.
Однако, если разговор заходит о нерке по 600 рублей за килограмм, то четыре-пять процентов от ее стоимости это уже 30 рублей за килограмм, но цена погрузо-разгрузочных работ и простоя не зависит от сорта рыбы. Она находится в районе нескольких рублей за килограмм сырья.
«Многое зависит от сорта рыбы – погрузо-разгрузочные работы не имеют никакого отношения к стоимости товара. Следующий вопрос, а во всех ли случаях происходит данная ситуация с проверками? Таким образом, привязывать действия Россельхознадзора к деньгам абсолютно некорректно, но сама по себе проблема в отрасли существует», — резюмирует Гудков.
Действия Россельхознадзора связаны, во-первых, с обеспечением безопасности, а во-вторых, с прослеживаемостью поставок рыбы.
«Есть заявления Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы по уходу от документарных подтверждений и досмотров к рискоориентированному подходу, когда контроль осуществляется по информационным меткам разных источников – прежде всего органов власти о том, какая рыба и по какой цене вышла из конкретного пункта и какие точки пересекла», — заключает Гудков.
«Этот подход можно было давно внедрить – в Россельхознадзоре работают много разных систем, состыкованных с Росрыболовством, а ведомство заявляло о готовности изменить ситуацию. Я подозреваю, что дело в нормативно-правовых документах», — констатирует Гудков.
Необходимо обновить законодательство
В РФ продолжают действовать правила 2004 года, которые нельзя отменить официальными разъяснениями Россельхознадзора.
«Россельхознадзор, как любой надзорный орган, работает строго в рамках регламента и обязан его выполнять. В РФ действуют правила ПДД, и мы часто понимаем их абсурдность – например, по ограничению скорости на отдельных улицах, но нет распоряжений о прекращении контроля по этому правилу. Так и в данном вопросе необходимо изменить правила регулирования, а не давать указания инспекторам, по каким нормам нужно осуществлять проверку, а по каким можно этого не делать», — резюмирует Гудков.
В регулировании стоит менять сам нормативно-правовой акт, а не корректировать его распоряжениями, крайне сомнительными с точки зрения законности. Их можно расценить как подталкивание к нарушению действующего законодательства.
«Бизнес правильно говорит. По моему убеждению, спорные правила можно было три года назад безболезненно отменить. Почему так не сделали? Это «маленькое преступление», во-первых, с точки зрения экономики, а во-вторых, учитывая риторику Правительства РФ по изменению ситуации в народном хозяйстве, повышению инвестирования и снижению административных барьеров», — заключает Гудков.
Правительство РФ и Россельхознадзор поддерживают изменения в регулировании рыбного рынка, но не выходит нужного для этого нормативного документа, в результате чего действия государственных институтов вступают в противоречие с их риторикой.
Автор: Дмитрий Сикорский