127025, Москва, ул. Новый Арбат, 19, офис 1502
  1. Пресс-центр
  2. Наши новости
  3. Коммерсант: «Праздник без тунца»

Коммерсант: «Праздник без тунца»

Сентябрь 15, 2021 Просмотров: 97
Автор - Алексей Полухин

Импорт тунца в Россию в первом полугодии упал почти на треть из-за снижения спроса на фоне экономии потребителей, нежелания трейдеров торговать «дорогой и нетрадиционной» для россиян рыбой, а также сокращения вылова в странах-поставщиках. С проблемами в результате столкнутся прежде всего рестораны и суши-бары, тогда как производители консервов не испытают дефицита, полагают эксперты.

Импорт тунца в России по итогам января—июня 2021 года снизился на 27,7%, до 5,6 тыс. тонн, в натуральном выражении и на 20,97%, до $26,45 млн, в денежном выражении, следует из данных Федеральной таможенной службы, предоставленных “Ъ” Всероссийской рыбопромышленной ассоциацией (ВАРПЭ). При этом поставки готовой продукции снизились на 44%, до 3,2 тыс. тонн, и на 51,6%, до $11,17 млн, а импорт филе, наоборот, вырос на 41,5%, до 2,3 тыс. тонн, и на 50,4%, до $14,74 млн.

Президент ВАРПЭ Герман Зверев предполагает, что снижение поставок может быть вызвано падением потребительского спроса. Он поясняет, что рыба и морепродукты относятся к «уязвимой группе товаров», от которой потребители отказываются в первую очередь в случае сокращения расходов, что и произошло в условиях пандемии.


Больше всего страдает премиальная продукция, к которой относится тунец. Такая ситуация во всем мире»,— поясняет господин Зверев.

Многие трейдеры и в предыдущие кризисы отказывались от поставок замороженного тунца и филе в пользу лосося, сибаса и дорадо, которые по стоимости дешевле, подтверждает управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк.

По словам источника “Ъ” среди ритейлеров, проблемы с поставками рыбы связаны и с сокращением вылова в основных странах-импортерах — Вьетнаме, Китае и Индонезии. На эти страны приходится 94% ввозимого в РФ тунца, уточняют в ВАРПЭ.

Для поставщиков импортной рыбы ввоз тунца не самый комфортный бизнес, отмечает председатель Рыбного союза Александр Панин. «В нашей стране есть сложности с поставками тунца с точки зрения ветеринарного контроля»,— добавляет он.

В Россельхознадзоре, в свою очередь, сообщили “Ъ”, что в 2020 году ограничения на поставки были введены в отношении одного предприятия, в этом году — двух. Там добавили, что тунец занимает не более 2,5% от импорта всей рыбопродукции.
Опрошенные “Ъ” ритейлеры, включая Metro Cash & Carry и «Ленту», утверждают, что дефицита тунца на полках магазинов пока нет. В «Пятерочке» и «Перекрестке» эта рыба занимает небольшую долю в продажах и перебоев с поставками не наблюдается, говорит представитель X5 Group.

По данным источника “Ъ” из числа ритейлеров, большая часть тунца в рознице продается в консервированном виде и проблем с его поставками действительно нет: «Такой продукт дешевле мороженой рыбы». При выпуске консервов используется тунец не самых дорогих видов, а иногда и рыбные отрубы, что позволяет держать цену на относительно невысоком уровне, поясняет один из производителей.

Однако снижение импорта тунца может стать проблемой для участников ресторанного рынка, предупреждает исполнительный директор Restcon Андрей Петраков.
«Это коснется как ресторанов с японской кухней, где тунец присутствует в суши и роллах, так и элитных заведений, где его подают в виде стейков»,— говорит он.

Концептуальный бренд-шеф «Тануки» Олег Чакрян подтверждает, что сеть в последнее время сталкивается с перебоями при поставке тунца из Индонезии. Представитель «Ёбидоёби» передал, что у сети нет проблем с поставками, но предупредил о росте стоимости этой рыбы на оптовом рынке на 30–40 руб. за 1 кг, до 1,24 тыс. руб.

Теперь, продолжает эксперт, рестораторам придется договариваться с поставщиками о неких гарантийных объемах тунца. «Заменить эту рыбу другой не получится, а ее отсутствие в меню может сократить выручку»,— подчеркивает господин Петраков. При этом, добавляет он, повышение цен вряд ли заставит посетителей ресторанов отказаться от блюд с тунцом, поскольку «у него есть свой потребитель».