регистрация || напомнить пароль?






   Сентябрь 27, 2018

Экспертная панель: «Экономические эффекты регулирования рыбопромышленной отрасли»


Список участников:
Балон Павел Борисович — ООО УК «ФОР», гендиректор, Гудков Сергей Владимирович — исполнительный директор «рыбного союза», Дупляков Александр Павлович — Президент ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, Миркин Яков Моисеевич -ИМЭМО РАН, заведующий отделом международных рынков капитала, Скляр Сергей Алексеевич — генеральный директор ООО «Каскад-Приморье), Трифонова Анна Михайловна — Замотдела оценокв сфере сельского и лесного хозяйства, пищевой промышленности, торговли и услуг Департамента оценки регулирующего воздействия, Шабликов Николай валерьевич — Замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники, Цыганков Даниил Борисович — Директор Центра ОРВ, НИУ ВШЭ, модератор сессии.

Экспертная панель «Экономические эффекты регулирования рыбопромышленной отрасли»
26 сентября 2018, НИУ ВШЭ
(извлечение из расшифровки)
Исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков: — Вы знаете, какая ситуация? Инвестиции идут туда, где есть быстрый возврат прибыли и хорошая доходность. И сегодня в рыбохозяйственном комплексе — это добыча, и весь камень преткновений, возникают предложения, в том числе и государства, применить иной механизм распределения квот, он именно с этим связан, чтобы появилось много участников хозяйственной деятельности, которые бы хотели инвестировать в добычу, но не могут это сделать, из-за того, что определенные правила игры, система квотирования, рынок некоторым образом закрыт.
Я не экономист, и полноценную экономическую дискуссию вести не могу, но я выскажу мнение от лиц рыбопереработчика. Как мы видим сегодняшнюю ситуацию, какие вообще стоят в целом задачи по социально-экономическому развитию в стране, как они декларируются? У нас сейчас есть два регулятора в рыбохозяйственном комплексе – Федеральное агентство по рыболовству, которое занимается регулированием добычи и всего, что с этим связано, а также Министерство сельского хозяйства, которое занимается развитием перерабатывающего сегмента. И то не так давно эти функции были сосредоточении в Министерстве сельского хозяйства. И вот результаты деятельности Федерального агентства по рыболовству, вместе с рыбаками. Отрасль получила большое количество льгот и преференций – единый сельхозналог, льготная ставка за пользование сбора за ВБР, составляющая 15% от установленной. Сама по себе система квотирования – это мощная экономическая концентрация, создающая наиболее благоприятные условия для развития отрасли. И мы видим на самом деле очень хороший результат – большое количество прибыльных компаний работает при невысокой налоговой нагрузке, от 7 до 8%. Рентабельность — 50%, это рекордное соотношение для отраслей российской экономики. Чем это определенным образом компенсируется?
В отрасли долгосрочное планирование, по-другому не получается. Это и строительство судов, с длинным периодом окупаемости, и с не очень понятными до конца просчитанными природными факторами. Основывать вообще какой-то бизнес процесс на основе природных факторов очень тяжело. И здесь мы понимаем, что нужен очень большой запас ликвидности. Вот сегодня отрасль его накопила и государство ставит другую задачу. Сейчас расскажу, как мы видим, какую задачу ставит государство.
Выше я говорил об отраслевых льготах и преференциях, но на этом фоне какое регулирование рыбопереработки? У рыбопереработки нет ни одной преференции, ни одной льготы. Мы поставлены в условиях эмбарго, нам ограничили ввоз сырья, сырьевая база значительно сократилась. В 2014 году были определенные изменения в части прибрежного промысла, была ведена так называемая «прибрежная» квота, (которая и сейчас остается) когда рыбу запрещается на судне перерабатывать и замораживать, и у прибрежного рыбака есть очень короткий период времени, когда он должен ее быстро поставить на берег. Что получается: либо ты в розничный магазин поставляешь, либо на береговую переработку. В 2013 году отменили запрет замораживать, и какая-то часть рыбаков стала замораживать, после чего у них появилась возможность продавать эту продукцию на экспорт. То есть у нас увеличился экспорт.
Пойдем дальше. Есть «научная» квота и нераспределенные квоты третьих стран, которые частично распределялись в промышленный промысел, частично в прибрежный, и это давало возможность рыбное сырье из дополнительного объема квот поставлять для береговой рыбопереработки. В 2018 году эти квоты не передали, что критически повлияло на загруженность прибрежных перерабатывающих фабрик. На сегодняшний момент две фабрики закрыты, еще четыре работают в режиме два дня в неделю, и еще две близки к этому.
Это все происходит на фоне государственной задачи, поставленной Президентом России в Ходе Презедиума Государственного совета в 2015 году, а именно: нам нужно увеличить переработку рыбы внутри страны, и нам нужно отойти от сырьевого характера экспорта, нужно на экспорт вывозить переработанную рыбу.
Премьер-министр России в этом году провел выездное совещание в Мурманске, впервые посвященное исключительно развитию рыбопереработки. Было отмечено два важнейших фактора: что рыбопереработка должна быть более прибыльна, чем производство сырья (имелось в виду вообще любая переработка, в том числе и рыбопереработка), и основная задача рыбохозяйственного комплекса – это снабжение населения высокоценным белком. Какие меры предлагает регулятор для того, чтобы выполнить те задачи, которые установлены и Президентом, и Премьер-министром России? Предлагаются три основных направления.
Система распределения квот у нас увязывается теперь с «инвестиционными» квотами, связанными как со строительством судов, так и со строительством береговых перерабатывающих предприятий. Но, мы видим и понимаем, что действующие перерабатывающие предприятия, которые уже есть в регионе, в Мурманской области, они будут закрыты, а новые будут построены. Непонятно, для чего увеличить переработку рыбы, нужно тогда осуществить стимулирование этой самой переработки. «Инвестиционные» квоты приводят к стимулированию бизнеса исходя только из освоения 10% от всей вылавливаемой в стране рыбы, то есть у нас вылавливается 5 миллионов тонн рыбы, а инвестиции в судостроение и в береговую рыбопереработку, осуществляются исходя из регулирования вылова в объеме 500 тысяч тонн, то есть 10% от всего объема вылова. Остальные 90% от всего объема вылова предлагаются регулировать следующим образом: с помощью предоставления льготы по уплате ставки сбора за пользование водно-биологическими ресурсами (ВБР). Эти льготы предоставляются для целей переработки рыбы на судах, для прибрежного промысла, а также для строительства новых судов. Здесь для участников рынка предлагается 85% льгота от ставки сбора. А если заходит речь про насыщение сырьем внутреннего рынка, то льгота предлагается в размере 50%. То есть, внутренний рынок по тем ставкам, по тому размеру льгот, которые предлагаются, он вторичен по отношению к организации и содействию развития рыбодобычи. Еще раз – переработка на судах – это льгота 85%. Прибрежный промысел – это льгота 85%. Строительство новых судов – это льгота 85%. То есть, рост рыболовства продолжает содействовать развитию рыбной добычи. Это очень важно, но те. кто поставляют рыбу на внутренний рынок получают льготу в размере 50%, то есть, это говорит о том, что развитие внутреннего рынка у регулятора не приоритет.
Но, очень важно все-таки, а какой рычаг мы используем, чтобы добиться цели? Ведь высокий процент от ставки сбора ВБР – это относительно. Вот рублевые значения ставки сбора (я проведу несколько, четыре, на самые популярные виды рыбы, потребляемые в нашей стране). Ставка сбора ВБР на селедку – 40 копеек при ее рыночной цене в настоящее время 40 рублей за килограмм в оптовом звене. Ставка сбора ВБР на треску – 5 рублей 70 копеек, при цене на эту рыбу 270 рублей за килограмм. Горбуша: ставка сбора – 11 рублей, при цене 200 рублей. Минтай: 3,5 рубля при оптовой цене 80 рублей. И вот, от этих ставок, которые не очень большие (они где-то на уровне, в среднем, 2-4%), от них предлагается льгота. Сама по себе льгота мизерная, для того, чтобы действительно внедрить в стране стимул по развитию переработки. Ну, предложим кому-то такую льготу, 1-2% и это не изменяет ситуацию. Таким образом, предложенные меры, на наш взгляд, предложены правильно, а вот рычаг, который будет применяться, он неправильный, он недостаточный. И третья, последняя, мера, которая предлагается сейчас не регулятором, а со стороны Правительства – это аукцион. Мы уже на первой сессии говорили о том, что на аукцион, как правило, доставляют что-то очень дефицитное, или то, что существует в единственном экземпляре, для того, чтобы получить максимальную цену собственнику этого дефицита. Мы понимаем, что один и тот же ресурс будет регулярно выставляться, что приведет к уходу ликвидности с рынка. Предлагается не такой аукцион, который был бы взаимосвязан с внутренним потреблением, с внутренней переработкой, причем даже если пофантазировать, что аукцион будет к этому привязан, то скорей всего, он просто будет непопулярным, он будет не интересным, потому что это существенные и сложные обременения для рыбаков. Таким образом, аукцион забирает ликвидность, а сегодня мы имеем богатых рыбаков с хорошей ликвидностью, и с ними можно вести диалог о том, как развивать рыбопереработку, как от них добиться вклада в развитие рыбопереработки. А если мы заберем ликвидность, то рыбаки обеднеют и с ними никакого разговора об инвестициях не получится, и тогда становится вообще непонятно, как нам развивать внутреннюю переработку и наращивать потребление рыбы внутри страны. Наращивать потребление рыбы – здесь только один фактор на сегодняшний день может сыграть – это снижение цены относительно цены на рыбу на мировом рынке. Но снижение цены на рыбу – это снижение доходности рыбаков. С учетом того, что их доходность, рентабельность сейчас высока, наверное, можно стимулировать рыбаков к тому, чтобы эта доходность была ограничена в разумных пределах с целью увеличения потребления рыбы в стране. Здесь все зависит оттого, какие приоритеты социально-экономического развития в стране.
И последнее, на что я хотел бы обратить внимание — это новая задача, поставленная Президентом России – увеличить экспорт, выручку от экспорта продуктов питания. На рыбу отводится рост экспортной выручки с 4 до 8 миллиардов долларов, очень существенное увеличение, и его можно достичь, только увеличив экспорт рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. Высокая добавленная стоимость не всегда связана с глубокой переработкой, иногда на мировом рынке свежие продукты питания стоят дороже всего, и здесь, наверное, нужно рассматривать ситуацию в первую очередь с точки зрения доходности.
Глубокая переработка – это создание дополнительных рабочих мест в стране, это стимул для развития самой рыбоперерабатывающей отрасли, но, как я уже сказал, ни одного экономического стимула регулятором не предложено, за исключением изменения ставки сбора ВБР, мизерной льготы по ставки сбора ВБР, которая на общую ситуацию в отрасли повлиять в принципе не может.

(…)
Даниил Цыганков: Спасибо. Сергей Владимирович, когда будет русский Бремерхафен? Когда будем рыбу перерабатывать так, чтобы конкурировать? Что нужно для этого делать?
Сергей Гудков: На наш взгляд, чем проще, тем эффективнее. Какая цель регулирования, о чем мы говорим? Еще раз напоминаю – это снабжение населения, потребление рыбы в стране. Вторая цель – увеличить выручку от экспорта продовольствия. То бишь, рыбу нужно продавать дороже. Не обязательно в переработанном виде – но дороже. Иногда ресурс можно продать дороже, не перерабатывая, в свежем виде. Свежее, оно очень ценится. Иногда перерабатывать выпуская филе, иногда это уже какая-то большая глубина переработки. Не надо государству рассказывать и давать указания бизнесу, что нам нужно делать, как перерабатывать рыбу на филе, или поставлять ее в охлажденном виде.
Нужно просто ввести налог, который будет напрямую увязан с потреблением рыбы в стране и с экспортом. Все. Очень простая вещь. Например, это можно делать через ставку сбора за пользование водными биологическими ресурсами. Рыба осталась внутри страны, значит, ее съели, неважно, где – в магазине, в общепите, в армии, или она пошла на социальное питание — неважно. Если она уходит на экспорт, значит, там ставка сбора ВБР доплачивается до полного уровня. Вывозим на экспорт необработанное сырье – платим, опять-таки, самую высокую ставку сбора ВБР. Вывозим переработанную или с высокой добавленной стоимостью рыбную продукцию, значит, платим меньше. А где это будет происходить: в Калининграде, в Мурманске, на борту судна – бизнес сам разберется, ведь все кто занимается бизнесом — талантливые люди.



Обсуждение закрыто.



Другие новости

   Февраль 18, 2019 в 9:20

ФТС хочет расширить перечень продуктового эмбарго (Ведомости от 15.02.2019, автор Е.Бурлакова, А.Филатов)

Рыбный Союз

Если инициатива ФТС будет поддержана, то под запрет из «рыбной группы» могут попасть шпроты из Прибалтики, отмечает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков, остальная продукция из указанных стран практически не импортируется.

Читать далее


   Февраль 8, 2019 в 5:49

С полки — вон! (Российская газета от 08.02.2019, автор: Евгений Гайва)

Рыбный Союз

Объединения производителей продуктов будут формировать «черные списки» недобросовестных поставщиков.

Читать далее


   Февраль 5, 2019 в 5:59

Ценам не устоять (Российская газета от 05.02.2019, автор: Алена Узбекова)

Рыбный Союз

Почти 60 процентов улова, по экспертным оценкам, уплывает за рубеж, в частности в Китай. «Недавно я слышал, как один из американских сенаторов публично предложил ввести пошлину на китайскую переработанную рыбную продукцию, которая производится из российского минтая», — рассказал Гудков. Он отметил, что стимулировать переработку минтая в России сложно. «Заниматься переработкой, тратить силы на продвижение готовой продукции и получать при этом гораздо меньший доход, чем от экспорта сырья, никто не хочет», сказал эксперт.

Читать далее


   Январь 21, 2019 в 7:38

Эксперты ждут роста цен на продукты на 5% в 2019 году (ТАСС от 18.01.2018, автор: Виктория Андреева)

Рыбный Союз

Что касается рыбной отрасли, то, как сообщили в Рыбном союзе, изменение цен на ее продукцию зависит от стоимости сырья. «Цены на сырье на первую половину года уже понятны, поэтому мы не видим в ближайшей перспективе значительного роста цен, но и падения не ждем», — заявил официальный представитель союза. По его словам, основные изменения будут заметны после августа в зависимости от хода лососевой путины, изменения курсов валют и закупок морепродуктов нового сезона.

Читать далее


   Январь 18, 2019 в 10:28

Честный сговор (Известия от 18 января 2019, автор: Е.Перцева)

Рыбный Союз

Крупнейшие торговые сети договорились не заключать договоры поставки с «серийными» производителями некачественного товара.

Читать далее


Следующая страница →


Актуально



  Февраль 4, 2019

Крабы доползли до Белого дома (Газета «Коммерсантъ» от 01.02.2018, автор Анатолий Костырев)

Рыбный Союз

Проект внесения изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который вводит квоты на добычу краба, предоставляемые в инвестиционных целях по результатам аукционов, Минсельхоз внес в правительство на этой неделе. Как следует из документа (копия есть у “Ъ”), он согласован с Минпромторгом, Минэкономики и Минфином. Также урегулированы разногласия с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и ФСБ.
Минсельхоз предлагает распределять на аукционах 50% всех квот на вылов краба сроком на десять лет.



  Декабрь 26, 2018

Россия и Беларусь создали единую систему ветсертификации (Российская газета от 26.12.2018, автор: Екатерина Ясакова)

Рыбный Союз

Об этом сообщил во вторник белорусский телеканал «Беларусь 1» со ссылкой на главу Россельхознадзора Сергея Данкверта.



  Декабрь 25, 2018

Мантуров отметил снижение числа нарушений при производстве мороженой рыбы (РБК от 24.12.2018)

Рыбный Союз

Количество нарушений в сфере продажи мороженой рыбы в России существенно снизилось. Об этом в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным заявил глава Минпромторга Денис Мантуров, передает ТАСС.

«Мы решили ряд серьезных проблем, в частности по мороженой рыбе практически вышли в ноль [нарушений]», — рассказал он. Мантуров пояснил, что раньше под видом трески часто поставлялся минтай.



  Декабрь 19, 2018

Что будет с ценами на селедку к новогодним праздникам (Российская газета от 19.2.2018, автор: Евгений Гайва)

Рыбный Союз

Россияне охотно покупают сельдь и в виде филе в банках, и в целом виде. Но если брать селедку целой, стоит обратить внимание на глаза рыбы, они должны быть прозрачными, не мутными. Такая рыба хорошего качества, отметила Ирина Ванцович.



  Декабрь 17, 2018

Встреча Президента РФ В.В.Путина с главой Росрыболовства И.В.Шестаковым

Рыбный Союз

Владимир Путин провёл рабочую встречу с руководителем Федерального агентства по рыболовству Ильёй Шестаковым. Обсуждались итоги работы и текущая ситуация в отрасли.



  Декабрь 4, 2018

Рыбное море с безлюдными берегами: Быть или не быть прибрежному лову Хабаровском крае? (КП-Хабаровск, от 04.11ю2018, автор: Виктор Марьясин)

Рыбный Союз

По мнению директора объединения рыбопереработчиков и предприятий аквакультур «Рыбный союз» Сергея Гудкова, приоритетом рыбной отрасли должно стать обеспечение своих граждан рыбной продукцией с увеличением среднедушевого потребления рыбы на 30-40 процентов.



  Декабрь 2, 2018

Мясо из пробирки. Из чего делают искусственные продукты и не вредны ли они? («Аргументы и Факты» № 48 28.11.2018, автор Елена Плотникова)

Рыбный Союз

«Мы ещё не видели сырьё, из которого делают аналоги рыбы. К тому же, пока не будет заключения о безопасности таких продуктов, говорить о том, что подобное появится в России, преждевременно», — пояснили «АиФ» в Рыбном союзе.



  Ноябрь 22, 2018

Латвийские ученые обнаружили в балтийской рыбе «химический СПИД»

Рыбный Союз

Такое жонглирование научными данными не могло не вызвать подозрений у сообщества производителей рыбы в России. — Посеять панику среди населения, чтобы снизить потребление рыбы и далее ее направить как сырье на производство кормовой муки, — говорит специалист по качеству НО «Рыбный Союз» Ирина Пульчева.



  Ноябрь 9, 2018

Связанные пищевой цепью (РБК от 09.11.2018, авторы:Елена Сухорукова, Ирина Парфентьева)

Рыбный Союз

Поручение «проработать вопрос об унификации и обеспечении совместности государственных информационных систем», используемых в целях «прослеживаемости сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», было дано российским премьером Дмитрием Медведевым по итогам правительственного совещания, состоявшегося 31 октября (копия протокола есть в распоряжении РБК).



  Ноябрь 7, 2018

В Мурманской областной Думе запахло рыбой (B-port.com от 07.11.2018)

Рыбный Союз

— Предприятия к весне могут вовсе прекратить своё существование, отправив на биржу труда более 800 человек. Мурманчан. И судя по практическим действиям, это не особо заботит представителей исполнительной власти. Пойди-найди сегодня в магазинах Мурманской области приемлемую по цене треску и пикшу родного Баренцева моря — товар редкий, дорогой, почти дефицит. Дожили. Всё продано иностранцам. Дальневосточный минтай, какие-то бычки и толстолобики лидируют в ценовом сегменте доступной для населения рыбы. Пангасиус из устья Меконга и китайская тиляпия, теперь заменяют жителям рыбацкого региона треску и пикшу.