регистрация || напомнить пароль?






   Сентябрь 27, 2018

Экспертная панель: «Экономические эффекты регулирования рыбопромышленной отрасли»


Список участников:
Балон Павел Борисович — ООО УК «ФОР», гендиректор, Гудков Сергей Владимирович — исполнительный директор «рыбного союза», Дупляков Александр Павлович — Президент ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, Миркин Яков Моисеевич -ИМЭМО РАН, заведующий отделом международных рынков капитала, Скляр Сергей Алексеевич — генеральный директор ООО «Каскад-Приморье), Трифонова Анна Михайловна — Замотдела оценокв сфере сельского и лесного хозяйства, пищевой промышленности, торговли и услуг Департамента оценки регулирующего воздействия, Шабликов Николай валерьевич — Замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники, Цыганков Даниил Борисович — Директор Центра ОРВ, НИУ ВШЭ, модератор сессии.

Экспертная панель «Экономические эффекты регулирования рыбопромышленной отрасли»
26 сентября 2018, НИУ ВШЭ
(извлечение из расшифровки)
Исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков: — Вы знаете, какая ситуация? Инвестиции идут туда, где есть быстрый возврат прибыли и хорошая доходность. И сегодня в рыбохозяйственном комплексе — это добыча, и весь камень преткновений, возникают предложения, в том числе и государства, применить иной механизм распределения квот, он именно с этим связан, чтобы появилось много участников хозяйственной деятельности, которые бы хотели инвестировать в добычу, но не могут это сделать, из-за того, что определенные правила игры, система квотирования, рынок некоторым образом закрыт.
Я не экономист, и полноценную экономическую дискуссию вести не могу, но я выскажу мнение от лиц рыбопереработчика. Как мы видим сегодняшнюю ситуацию, какие вообще стоят в целом задачи по социально-экономическому развитию в стране, как они декларируются? У нас сейчас есть два регулятора в рыбохозяйственном комплексе – Федеральное агентство по рыболовству, которое занимается регулированием добычи и всего, что с этим связано, а также Министерство сельского хозяйства, которое занимается развитием перерабатывающего сегмента. И то не так давно эти функции были сосредоточении в Министерстве сельского хозяйства. И вот результаты деятельности Федерального агентства по рыболовству, вместе с рыбаками. Отрасль получила большое количество льгот и преференций – единый сельхозналог, льготная ставка за пользование сбора за ВБР, составляющая 15% от установленной. Сама по себе система квотирования – это мощная экономическая концентрация, создающая наиболее благоприятные условия для развития отрасли. И мы видим на самом деле очень хороший результат – большое количество прибыльных компаний работает при невысокой налоговой нагрузке, от 7 до 8%. Рентабельность — 50%, это рекордное соотношение для отраслей российской экономики. Чем это определенным образом компенсируется?
В отрасли долгосрочное планирование, по-другому не получается. Это и строительство судов, с длинным периодом окупаемости, и с не очень понятными до конца просчитанными природными факторами. Основывать вообще какой-то бизнес процесс на основе природных факторов очень тяжело. И здесь мы понимаем, что нужен очень большой запас ликвидности. Вот сегодня отрасль его накопила и государство ставит другую задачу. Сейчас расскажу, как мы видим, какую задачу ставит государство.
Выше я говорил об отраслевых льготах и преференциях, но на этом фоне какое регулирование рыбопереработки? У рыбопереработки нет ни одной преференции, ни одной льготы. Мы поставлены в условиях эмбарго, нам ограничили ввоз сырья, сырьевая база значительно сократилась. В 2014 году были определенные изменения в части прибрежного промысла, была ведена так называемая «прибрежная» квота, (которая и сейчас остается) когда рыбу запрещается на судне перерабатывать и замораживать, и у прибрежного рыбака есть очень короткий период времени, когда он должен ее быстро поставить на берег. Что получается: либо ты в розничный магазин поставляешь, либо на береговую переработку. В 2013 году отменили запрет замораживать, и какая-то часть рыбаков стала замораживать, после чего у них появилась возможность продавать эту продукцию на экспорт. То есть у нас увеличился экспорт.
Пойдем дальше. Есть «научная» квота и нераспределенные квоты третьих стран, которые частично распределялись в промышленный промысел, частично в прибрежный, и это давало возможность рыбное сырье из дополнительного объема квот поставлять для береговой рыбопереработки. В 2018 году эти квоты не передали, что критически повлияло на загруженность прибрежных перерабатывающих фабрик. На сегодняшний момент две фабрики закрыты, еще четыре работают в режиме два дня в неделю, и еще две близки к этому.
Это все происходит на фоне государственной задачи, поставленной Президентом России в Ходе Презедиума Государственного совета в 2015 году, а именно: нам нужно увеличить переработку рыбы внутри страны, и нам нужно отойти от сырьевого характера экспорта, нужно на экспорт вывозить переработанную рыбу.
Премьер-министр России в этом году провел выездное совещание в Мурманске, впервые посвященное исключительно развитию рыбопереработки. Было отмечено два важнейших фактора: что рыбопереработка должна быть более прибыльна, чем производство сырья (имелось в виду вообще любая переработка, в том числе и рыбопереработка), и основная задача рыбохозяйственного комплекса – это снабжение населения высокоценным белком. Какие меры предлагает регулятор для того, чтобы выполнить те задачи, которые установлены и Президентом, и Премьер-министром России? Предлагаются три основных направления.
Система распределения квот у нас увязывается теперь с «инвестиционными» квотами, связанными как со строительством судов, так и со строительством береговых перерабатывающих предприятий. Но, мы видим и понимаем, что действующие перерабатывающие предприятия, которые уже есть в регионе, в Мурманской области, они будут закрыты, а новые будут построены. Непонятно, для чего увеличить переработку рыбы, нужно тогда осуществить стимулирование этой самой переработки. «Инвестиционные» квоты приводят к стимулированию бизнеса исходя только из освоения 10% от всей вылавливаемой в стране рыбы, то есть у нас вылавливается 5 миллионов тонн рыбы, а инвестиции в судостроение и в береговую рыбопереработку, осуществляются исходя из регулирования вылова в объеме 500 тысяч тонн, то есть 10% от всего объема вылова. Остальные 90% от всего объема вылова предлагаются регулировать следующим образом: с помощью предоставления льготы по уплате ставки сбора за пользование водно-биологическими ресурсами (ВБР). Эти льготы предоставляются для целей переработки рыбы на судах, для прибрежного промысла, а также для строительства новых судов. Здесь для участников рынка предлагается 85% льгота от ставки сбора. А если заходит речь про насыщение сырьем внутреннего рынка, то льгота предлагается в размере 50%. То есть, внутренний рынок по тем ставкам, по тому размеру льгот, которые предлагаются, он вторичен по отношению к организации и содействию развития рыбодобычи. Еще раз – переработка на судах – это льгота 85%. Прибрежный промысел – это льгота 85%. Строительство новых судов – это льгота 85%. То есть, рост рыболовства продолжает содействовать развитию рыбной добычи. Это очень важно, но те. кто поставляют рыбу на внутренний рынок получают льготу в размере 50%, то есть, это говорит о том, что развитие внутреннего рынка у регулятора не приоритет.
Но, очень важно все-таки, а какой рычаг мы используем, чтобы добиться цели? Ведь высокий процент от ставки сбора ВБР – это относительно. Вот рублевые значения ставки сбора (я проведу несколько, четыре, на самые популярные виды рыбы, потребляемые в нашей стране). Ставка сбора ВБР на селедку – 40 копеек при ее рыночной цене в настоящее время 40 рублей за килограмм в оптовом звене. Ставка сбора ВБР на треску – 5 рублей 70 копеек, при цене на эту рыбу 270 рублей за килограмм. Горбуша: ставка сбора – 11 рублей, при цене 200 рублей. Минтай: 3,5 рубля при оптовой цене 80 рублей. И вот, от этих ставок, которые не очень большие (они где-то на уровне, в среднем, 2-4%), от них предлагается льгота. Сама по себе льгота мизерная, для того, чтобы действительно внедрить в стране стимул по развитию переработки. Ну, предложим кому-то такую льготу, 1-2% и это не изменяет ситуацию. Таким образом, предложенные меры, на наш взгляд, предложены правильно, а вот рычаг, который будет применяться, он неправильный, он недостаточный. И третья, последняя, мера, которая предлагается сейчас не регулятором, а со стороны Правительства – это аукцион. Мы уже на первой сессии говорили о том, что на аукцион, как правило, доставляют что-то очень дефицитное, или то, что существует в единственном экземпляре, для того, чтобы получить максимальную цену собственнику этого дефицита. Мы понимаем, что один и тот же ресурс будет регулярно выставляться, что приведет к уходу ликвидности с рынка. Предлагается не такой аукцион, который был бы взаимосвязан с внутренним потреблением, с внутренней переработкой, причем даже если пофантазировать, что аукцион будет к этому привязан, то скорей всего, он просто будет непопулярным, он будет не интересным, потому что это существенные и сложные обременения для рыбаков. Таким образом, аукцион забирает ликвидность, а сегодня мы имеем богатых рыбаков с хорошей ликвидностью, и с ними можно вести диалог о том, как развивать рыбопереработку, как от них добиться вклада в развитие рыбопереработки. А если мы заберем ликвидность, то рыбаки обеднеют и с ними никакого разговора об инвестициях не получится, и тогда становится вообще непонятно, как нам развивать внутреннюю переработку и наращивать потребление рыбы внутри страны. Наращивать потребление рыбы – здесь только один фактор на сегодняшний день может сыграть – это снижение цены относительно цены на рыбу на мировом рынке. Но снижение цены на рыбу – это снижение доходности рыбаков. С учетом того, что их доходность, рентабельность сейчас высока, наверное, можно стимулировать рыбаков к тому, чтобы эта доходность была ограничена в разумных пределах с целью увеличения потребления рыбы в стране. Здесь все зависит оттого, какие приоритеты социально-экономического развития в стране.
И последнее, на что я хотел бы обратить внимание — это новая задача, поставленная Президентом России – увеличить экспорт, выручку от экспорта продуктов питания. На рыбу отводится рост экспортной выручки с 4 до 8 миллиардов долларов, очень существенное увеличение, и его можно достичь, только увеличив экспорт рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. Высокая добавленная стоимость не всегда связана с глубокой переработкой, иногда на мировом рынке свежие продукты питания стоят дороже всего, и здесь, наверное, нужно рассматривать ситуацию в первую очередь с точки зрения доходности.
Глубокая переработка – это создание дополнительных рабочих мест в стране, это стимул для развития самой рыбоперерабатывающей отрасли, но, как я уже сказал, ни одного экономического стимула регулятором не предложено, за исключением изменения ставки сбора ВБР, мизерной льготы по ставки сбора ВБР, которая на общую ситуацию в отрасли повлиять в принципе не может.

(…)
Даниил Цыганков: Спасибо. Сергей Владимирович, когда будет русский Бремерхафен? Когда будем рыбу перерабатывать так, чтобы конкурировать? Что нужно для этого делать?
Сергей Гудков: На наш взгляд, чем проще, тем эффективнее. Какая цель регулирования, о чем мы говорим? Еще раз напоминаю – это снабжение населения, потребление рыбы в стране. Вторая цель – увеличить выручку от экспорта продовольствия. То бишь, рыбу нужно продавать дороже. Не обязательно в переработанном виде – но дороже. Иногда ресурс можно продать дороже, не перерабатывая, в свежем виде. Свежее, оно очень ценится. Иногда перерабатывать выпуская филе, иногда это уже какая-то большая глубина переработки. Не надо государству рассказывать и давать указания бизнесу, что нам нужно делать, как перерабатывать рыбу на филе, или поставлять ее в охлажденном виде.
Нужно просто ввести налог, который будет напрямую увязан с потреблением рыбы в стране и с экспортом. Все. Очень простая вещь. Например, это можно делать через ставку сбора за пользование водными биологическими ресурсами. Рыба осталась внутри страны, значит, ее съели, неважно, где – в магазине, в общепите, в армии, или она пошла на социальное питание — неважно. Если она уходит на экспорт, значит, там ставка сбора ВБР доплачивается до полного уровня. Вывозим на экспорт необработанное сырье – платим, опять-таки, самую высокую ставку сбора ВБР. Вывозим переработанную или с высокой добавленной стоимостью рыбную продукцию, значит, платим меньше. А где это будет происходить: в Калининграде, в Мурманске, на борту судна – бизнес сам разберется, ведь все кто занимается бизнесом — талантливые люди.



Обсуждение закрыто.



Другие новости

   Октябрь 16, 2018 в 7:12

Йогурт вместо молока (Российская газета от 15.102018Ю автор: Евгений Гайва)

Рыбный Союз

Для создания потребительской ценности покупателям, например, нужно показать и рассказать, что один вид рыбы подходит именно для диетического питания, другой — для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, а третий — для занятий фитнесом и набора мышечной массы, поясняет Гудков.

Читать далее


   Октябрь 11, 2018 в 8:14

«Промышленная политика должна стимулировать переработку рыбы в России, чтобы было выгоднее отправлять на экспорт готовую переработанную рыбную продукцию»

Рыбный Союз

Говоря о выполнения задачи, поставленной государством перед отраслью, спикер обратил внимание на необходимость осуществления модернизации рыбоперерабатывающих фабрик, разработки программы продвижения рыбной продукции на внешних рынках с участием Российского экспортного центра, обеспечить институциональную и финансовую поддержку деятельности рыбоперерабатывающих предприятий, экспортирующих рыбную продукцию высокого передела.

Читать далее


   Октябрь 10, 2018 в 7:44

Ставки налога за вылов рыбы изменятся (Российская газета от 10.10.2018, автор Алена Узбекова)

Рыбный Союз

О том, что ставки надо увеличить, говорят в Рыбном союзе.

Читать далее


   Октябрь 4, 2018 в 7:55

«Рыбный союз»: «Государство, как собственник, регулируя право доступа к водно-биологических ресурсов, обязано определить приоритеты при использовании ВБР» 

Рыбный Союз

Выступая на конференции исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков предложил рассмотреть развитие рыбопромышленного комплекса исходя из достижения приоритетных направлений социально-экономического развития России.

Читать далее


   Октябрь 2, 2018 в 10:42

На голодном пайке («Российская газета» от 02.10.2018 года, автор: Алексей Михайлов (Мурманск)

Рыбный Союз

Рыба в Мурманской области продолжает дорожать

Читать далее


Следующая страница →


Актуально



  Сентябрь 26, 2018

Натуральные консервы из лососевых рыб (Исследование Роскачества от 25.09.2018)

Рыбный Союз

Исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков: Основная задача в деятельности Роскачества и наша позиция как отраслевого союза состоит в том, что нужно помогать производителям формировать устойчивый спрос на их продукцию, отмечая лучшую продукцию присвоением Знака качества и широко распространяя информацию об этом в СМИ. Нужно помогать тем, у кого есть какие-либо сложности со стабильным уровнем качества производимой продукции, стимулировать их к приобретению новых компетенций в этом деле и вообще стараться, чтобы все производители совершенствовались в применяемых технологиях переработки рыбы, в удовлетворении запроса потребителей.



  Сентябрь 24, 2018

Рыбные фабрики Мурманска оказались на грани закрытия из-за нехватки местного сырья

Рыбный Союз

Выступления участников «круглого стола», посвященного проблеме отсутствия доступной рыбы в Мурманске: фабрика «Баренцрыба» закрылась, распродает оборудование, две сейчас в раздумье, три еще работают.



  Сентябрь 21, 2018

День икс (Вестник АПК, автор Анатолий Кубышко)

Рыбный Союз

На подготовку к ЭВС было три года, а разработка системы «Меркурий» началась в 2010-м.
Переходный период продлили на полгода, но и сегодня не все готовы принимать и выписывать
электронные ВСД, остается открытым и вопрос о технической готовности информационной
системы. Противоречия между контрагентами урегулировать придется и после дня икс, а те, кто
долго раздумывал, и сознательные отказники еще смогут какое-то время пользоваться
послаблениями, чтобы решить дилемму: уйти с рынка или принять новые правила.



  Сентябрь 17, 2018

WorldFood Moscow 2018: 1500 участников, 53 000 кв.метров площади, 100 топ-спикеров отрасли (сайт выставки, от 17.09.2018г.)

Рыбный Союз

Отдельное внимание специалистов привлекла конференция «Современные технологии как основа для экономического развития на рыбном рынке», где лидеры оптово-розничной торговли обсудили перспективы развития продаж на розничном рынке рыбы и морепродуктов.



  Сентябрь 17, 2018

Подведены итоги II Международного рыбопромышленного форума (ТАСС от 17.09.2018г.)

Рыбный Союз

В Санкт-Петербурге завершилось ключевое отраслевое мероприятие в России – II Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий (Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia) (6+). Форум собрал ведущих представителей бизнеса, рыбохозяйственных организаций, руководителей отраслевых ведомств со всего мира и стал важной дискуссионной площадкой для профессионального сообщества.



  Сентябрь 13, 2018

ВЦИОМ: половина россиян хочет есть рыбу чаще (ТАСС от 13.09.2018)

Рыбный Союз

Около половины опрошенных экспертами россиян (48%) говорят о том, что хотели бы есть рыбу чаще, при этом 36% считают, что найти рыбную продукцию хорошего качества сложно.



  Август 24, 2018

Росрыболовство объявляет конкурс «Лучший рыбный продукт-2018»

Рыбный Союз

Прием заявок и образцов продукции осуществляется до 31 августа.



  Август 13, 2018

Не выловишь и рыбку (Российская газета от 13.08.2018)

Рыбный Союз

Вывод напрашивается сам собой. Низкий уровень конкуренции и гарантированное предоставление ресурса не создают для участников рынка стимулов к повышению производительности, конкурентоспособности и вклада в отрасль.



  Август 12, 2018

Попали в сети: к берегам Камчатки подошло рекордное количество лосося (Известия от 12.08.2018, автор: Евгения Приемская)

Рыбный Союз

Как в июле рассказал журналистам Сергей Гудков, на внутреннем российском рынке цены на красную рыбу могут пойти вниз в случае, если сбыт отечественной продукции будут стимулировать на государственном уровне. Иначе, отметил тогда эксперт, «рыба уйдет туда, где больше платят».



  Июль 29, 2018

Что будет с ценами на рыбу (News.ru от 29.07.2018, автор: Дарья Гетманова)

Рыбный Союз

По данным Рыбного союза России, спрос на обитателей рек, озёр, морей, океанов падает с 2014 года. Наиболее заметное снижение — на 10% зафиксировали в 2015 году, когда курс рубля резко обвалился. Основная причина, почему тогда люди реже стали покупать минтай, сёмгу, треску — цена. Подорожание составило на тот момент почти 20%.